veterani

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Home Распад СССР

Распад СССР

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в (), , общественной и политической сфере , приведшие к прекращению существования СССР .

Распад СССР привел к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.

Содержание

[убрать]

Предыстория

СССР на карте мира
В есть тексты по теме

унаследовал большую часть территории и многонациональную структуру . В 1917—1921 гг. , , , , и получили независимость. Некоторые территории в 1939—1946 гг. были присоединены к СССР (, , ).

После окончания СССР располагал огромной территорией в Европе и Азии, имеющей доступ к морям и океанам, колоссальными природными ресурсами, развитой экономикой социалистического типа, основанной на региональной специализации и межрегиональных экономических связях. Кроме того, руководство «стран социалистического лагеря» находилось под частичным контролем властей СССР.

В 70—80-е годы межнациональные конфликты (беспорядки 1972 года в Каунасе, массовые демонстрации 1978 года в Грузии, события 1980 года в Минске, декабрьские события 1986 года в Казахстане) были незначительны, советская идеология подчёркивала, что СССР — дружная семья братских народов. СССР возглавляли представители различных национальностей ( , , , , , , ). Русские, самый многочисленный народ, жили не только на территории РСФСР, но и во всех других республиках. Каждая из республик Советского Союза имела свой гимн и своё партийное руководство (кроме ) — первый секретарь и др.

Руководство многонациональным государством было централизовано — страну возглавляли центральные органы , контролировавшие всю иерархию органов власти. Руководители союзных республик утверждались центральным руководством. Это фактическое положение дел несколько отличалось от идеализированной конструкции, описанной в . и по результатам достигнутых на договорённостей, имели своих представителей в с момента её основания.

После смерти имела место некоторая децентрализация власти. В частности, стало неукоснительным правилом на должность первого секретаря в республиках назначать представителя титульной нации соответствующей республики. Второй секретарь партии в республиках был ставленник ЦК. Это привело к тому, что местные руководители обладали определённой самостоятельностью и безусловной силой в своих регионах. После распада СССР многие из этих руководителей трансформировались в президентов соответствующих государств (кроме Шушкевича). Однако в советские времена их судьба зависела от центрального руководства.

Причины распада

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

  • центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
  • авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм);
  • господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для );
  • растущее недовольство населения из-за перебоев с и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в от развитых стран Запада;
  • диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
  • кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
  • ряд техногенных катастроф (, , , и др.) и сокрытие информации о них;
  • неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы ();
  • , пошатнувшее экономику СССР;
  • моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;
  • поражение в гонке вооружений, победа «» в этой гонке;
  • , , непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

Возможность распада СССР рассматривалась в западной политологии (. «Расколовшаяся империя», 1978) и публицистике советских диссидентов (. «» , 1969).

Ход событий

С Генеральный секретарь и его сторонники начали политику , резко выросла народа, сформировались массовые, в том числе радикальные и националистические, движения и организации. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране. На политической арене этот кризис выразился как противостояние Президента Горбачёва и Президента Ельцина. активно пропагандировал лозунг о необходимости суверенитета .

Общий кризис

Распад происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в (рост экономики сменяется падением).

В период — гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится .

С впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).

Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой . В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза ( ), в Чехословакии — бывший диссидент ( ). В , в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент-диктатор вместе с женой расстрелян по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния.

На территории разгорается ряд межнациональных конфликтов.

Первым проявлением напряжённости в период Перестройки стали события в Казахстане. в состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника , работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники «пропали без вести», либо попали в тюремное заключение. Эти события известны под названием «».

Наибольшей остротой отличался начавшийся в . Происходят взаимные этнические чистки, причем в Азербайджане это сопровождалось . В Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле между двумя советскими республиками фактически начинается война.

В происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой является смешение нескольких среднеазиатских национальностей (). Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в — между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами.

На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах — Москве и .

Движения в республиках за выход из состава СССР и «парад суверенитетов»

Основная статья:

ЦК КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в парламентах союзных республик получили либералы и националисты.

В течение — гг. произошёл т. н. «», в ходе которого все союзные (одной из первых была ) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в .

Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе в ответ на , была . До объявили о независимости две союзные республики ( и ), об отказе вступать в предполагавшийся новый Союз (ССГ, см.ниже) и переходе к независимости — ещё четыре: , , , .

За исключением , ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением , движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья — партия «» в , которая с выступала за независимость Татарстана.

Сразу после событий независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных вне России, часть из которых позже стали т. н. .

Отделение Прибалтики

Литва

в было основано движение «в поддержку Перестройки» , негласно ставящее свой целью выход из состава СССР и восстановление независимого литовского государства. Оно проводило многотысячные митинги и вело активную работу по пропаганде своих идей. В январе визит Горбачёва в собрал на улицах Вильнюса громадное количество сторонников независимости (хотя формально речь шла об «автономии» и о «расширении полномочий в составе СССР»), численностью до 250 тыс. человек.

В ночь на Верховный Совет Литвы во главе с провозгласил Литвы. Таким образом, стала первой из союзных республик, объявившей независимость, и одной из двух, которые сделали это до и . Независимость Литвы тогда не была признана ни центральным правительством , ни другими странами (кроме Исландии). В ответ на это советским правительством в середине 1990 года была предпринята «экономическая блокада» Литвы, а позже была применена и военная сила.

Центральное союзное правительство предприняло силовые попытки пресечения достижения независимости прибалтийскими республиками. Начиная с советскими частями были заняты Дом печати в Вильнюсе, телевизионные центры и узлы в городах, другие общественные здания (т. н. « собственность»). десантники 7 ГВДД при поддержке «» штурмом взяли телебашню в Вильнюсе, остановив республиканское телевещание. Местное население оказало массовое противодействие этому, в результате чего были убиты 13 человек, в том числе офицер отряда «Альфа», десятки человек ранены. 1991 года образовало Комитет национального спасения Литвы, на улицах было введено армейское патрулирование. Однако реакция мировой общественности и усилившееся влияние либералов в России сделала невозможными дальнейшие силовые действия.

журналист (ведущий популярной передачи «») освещал события в республике. 1991 года по был показан его телефильм-репортаж под названием «» о у вильнюсской телебашни, идущий вразрез с трактовкой в зарубежных, а также в советских либеральных . В своём репортаже Невзоров героизировал верный Москве и советские войска, находившиеся на территории Литвы. Сюжет вызвал общественный резонанс, ряд советских политиков назвали его фальшивкой, ставящей целью оправдать применение войск против мирных граждан .

В ночь на неизвестными (в дальнейшем было установленно, что это были сотрудники вильнюсского и рижского отрядов ) на контрольно-пропускном пункте в Мядининкай (на границе с ) были расстреляны 8 человек, среди которых — дорожные полицейские, сотрудники Департамента охраны края и 2 бойца отряда спецназа «Арас» самопровозглашенной Литовской республики. Стоит отметить, что ранее, на протяжении нескольких месяцев до этого инцидента, ОМОНовцы с нашивками «Наши» приезжали на границу, при помощи физической силы разгоняя безоружных литовских таможенников и поджигая их вагончики, что демонстрировал в своих репортажах Невзоров. Один из трех автоматов калибра 5,45, из которого были убиты литовские пограничники, был впоследствии обнаружен на базе Рижского ОМОН.

После была немедлеенно признана большинством стран мира.

Эстония

В апреле образован в поддержку перестройки, формально не ставивший своей целью выход Эстонии из СССР, но ставший базой для её достижения.

В июне—сентябре 1988 года в прошли следующие массовые мероприятия, вошедшие в историю как «», на которых исполнялись песни протеста, а также распространялись агитационные материалы и значки Народного фронта:

  • на и на , прошедшие в июне, во время проведения традиционных ;
  • рок-концерты, прошедшие в августе;
  • музыкально-политическое мероприятие «Песнь Эстонии», на котором по версии СМИ собралось около 300 000 эстонцев, то есть около трети от численности эстонского народа, состоявшееся 1988 года на Певческом поле. В ходе последнего мероприятия был публично озвучен призыв к независимости.

1988 года Верховный Совет Эстонской ССР большинством голосов принял .

Народные фронты трёх прибалтийских республик провели совместную акцию под названием .

Верховный Совет Эстонской ССР принял , признающее незаконной декларацию от о вхождении ЭССР в СССР.

Компартия Эстонии вышла из состава .

Верховный Совет ЭССР принял решение о государственном статусе Эстонии. Подтвердив, что оккупация Эстонской Республики Советским Союзом 17 июня 1940 года не прервала существования Эстонской Республики, Верховный совет признал государственную власть Эстонской ЭССР незаконной с момента её установления и провозгласил восстановление Эстонской Республики.

Верховный Совет СССР принял закон, объявляющий юридически ничтожными декларации Верховных Советов прибалтийских республик об аннулировании вхождения в СССР и вытекающие из этого последующие решения.

того же года Верховный Совет ЭССР принял решение о переименовании Эстонской Советской Социалистической Республики в Эстонскую Республику.

в ходе визита в Таллин Председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина между ним и Председателем Верховного Совета Эстонской Республики Арнольдом Рюйтелем был подписан «Договор об основах межгосударственных отношений РСФСР с Эстонской Республикой», в котором обе стороны признавали друг друга независимыми государствами.

Верховный Совет Эстонии принял резолюцию , а того же года СССР официально признал независимость Эстонии.

Латвия

В в период — гг. происходит усиление Народного Фронта Латвии, выступающего за независимость, нарастает борьба с , выступающим за сохранение членства в СССР.

Верховный Совет Латвии провозглашает переход к независимости. требование подкреплено референдумом.

Особенностью отделения Латвии и Эстонии является то, что, в отличие от Литвы и Грузии, до полного распада СССР в результате действий ГКЧП они объявляли не независимость, а «мягкий» «переходный процесс» к ней, а также то, что, в целях обретения контроля на своей территории в условиях сравнительно небольшого относительного большинства титульного населения, республиканское гражданство было предоставлено только лицам, проживавшим в этих республиках на момент их присоединения к СССР, и их потомкам.

Отделение Грузии

Начиная с в Грузии возникает движение за выход из состава СССР, которое усиливается на фоне разрастания . в происходят с жертвами среди местного населения.

в ходе выборов сформирован во главе с радикальным националистом , который позже ( ) был избран президентом на всенародном голосовании.

Верховный Совет провозгласил независимость на основании результатов проведённого референдума. Грузия стала второй из союзных республик, объявившей независимость, и одной из двух (с Литовской ССР), которые сделали это до ().

Входившие в состав Грузии автономные республики и объявили о непризнании независимости Грузии и о желании остаться в составе Союза, а позже образовали непризнанные государства (в , после , их независимость признана в 2008 году и , в 2009 и ).

Отделение Азербайджана

В образован . Начало карабахского конфликта привело к ориентации Армении в сторону России, вместе с тем привело к усилению в Азербайджане протурецких элементов.

После того как на антиармянских в начале демонстрациях в Баку зазвучали требования о независимости они с многочисленными жертвами.

Отделение Молдавии

Начиная с в Молдавии усиливается движение за выход из состава СССР, и государственное объединение с Румынией.

В октябре произошли столкновения молдаван с — национальным меньшинством на юге страны.

Молдавия объявила о суверенитете. Независимость Молдавия провозгласила после событий ГКЧП: .

Население восточной и южной Молдавии, стремясь избежать интеграции с Румынией, объявило о непризнании независимости Молдавии и провозгласило образование новых республик и , которые изъявили желание остаться в Союзе.

Отделение Украины

В сентябре основано движение украинских национал-демократов (Народное движение Украины), которое участвовало в выборах в Верховной Раде (Верховном Совете) Украинской ССР было в меньшинстве при большинстве членов Компартии Украины. 16 июля 1990 года Верховной Радой принята Декларация о государственном суверенитете Украинской СCP.

В результате плебисцита Крымская область превращается в Автономную Республику Крым в составе УССР. Референдум признаётся правительством Кравчука. В дальнейшем, аналогичный референдум проводится и в Закарпатской области, но его результаты игнорируются.

После провала Верховная Рада Украинской ССР приняла Декларацию о независимости Украины, которая была подтверждена результатами .

Позже в , благодаря русскоязычному большинству населения, была провозглашена автономия Республики Крым в составе Украины.

Декларация о РСФСР

принял . Декларация утвердила приоритет Конституции и Законов РСФСР над законодательными актами СССР. Среди принципов декларации были:

  • госудaрственный суверенитет (п. 5), обеспечение кaждому неотъемлемого прaвa нa достойную жизнь (п.4), признaние общепризнaнных норм междунaродного прaвa в облaсти прaв человекa (п. 10);
  • нормы нaродовлaстия: признaние носителем суверенитетa и источником госудaрственной влaсти многонaционaльного нaродa России, его прaвa нa непосредственное осуществление госудaрственной влaсти (п. 3), исключительное прaво нaродa нa влaдение, пользовaние и рaспоряжение нaционaльным богaтством России; невозможность изменения территории РСФСР без волеизъявления нaродa, вырaженного путем референдумa;
  • принцип обеспечения зa всеми грaждaнaми, политическими пaртиями, общественными оргaнизaциями, мaссовыми движениям и религиозными оргaнизaциями рaвных прaвовых возможностей учaствовaть в упрaвлении госудaрственными и общественными делaми;
  • рaзделение зaконодaтельной, исполнительной и судебной влaстей как вaжнейший принцип функционировaния правового государства в РСФСР (п. 13);
  • рaзвитие федерaлизмa: существенное рaсширение прaв всех регионов РСФСР.

Попытки отделения Татарстана и Чечни

принял Декларацию о суверенитете, в которой, в отличие от некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме Чечено-Ингушетии) республик, не было указано членство республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами. В ходе массового обвала СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл референдум, принял конституцию.

Аналогично не указывалось членство в РСФСР и СССР в принятой Декларации о суверенитете Чечено-Ингушской Республики. была объявлена независимость Чеченской Республики Нохчи-чо — чеченской части бывшей Чечено-Ингушетии.

Позже (весной ) Татарстан и Чечня- (а также Ингушетия) не подписали Федеративный договор об учреждении обновлённой Российской Федерации.

До договорного объединения Татарстана с Россией в и силового возврата Чечни в — гг. эти территории иногда именовались в России «внутренним зарубежьем», в то время как для бывших союзных республик стало широко использоваться определение «».

Референдум 1991 года о сохранении СССР

В марте состоялся , на котором проголосовало за сохранение СССР подавляющее большинство населения в каждой из республик.

В шести союзных республиках (, , , , , ), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости.

На основе концепции референдума предполагалось заключение нового союза — как мягкой .

Однако, хотя на референдуме подавляющее количество голосов было отдано за сохранение целостности СССР, он имел сильное психологическое влияние, поставив под сомнение саму идею «нерушимости союза».

Проект нового Союзного договора

Основная статья:

Стремительное нарастание процессов распада подталкивает руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым к следующим действиям:

  • Проведение общесоюзного референдума, на котором большинство избиратетелей высказались за сохранение СССР;
  • Учреждение поста Президента СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти;
  • Проект создания нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

Роль органов власти РСФСР в распаде Советского Союза

Попыткам Михаила Горбачёва сохранить СССР был нанесён серьёзный удар с избранием Бориса Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР. Это избрание прошло в упорной борьбе, с третьей попытки и с перевесом в три голоса над кандидатом от консервативной части Верховного Совета .

Россия также входила в как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.

С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти, РСФСР постепенно взяла курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить.

Верховный Совет РСФСР принял , установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.

Ельцин подписывает с Эстонией договор об основах межгосударственных отношений, в котором и признают друг друга суверенными государствами.

На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста , и выиграл на эту должность.

ГКЧП и его последствия

Основные статьи: ,

Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления жёсткого партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота (, известную также как «» ).

Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

С выхода в сентябре из состава СССР прибалтийских республик, он состоял из 12 республик.

1991 года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран .

1991 года указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС и на территории РСФСР была прекращена.

, проведённый , на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски настроенном регионе как , сделал (по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина) сохранение СССР в каком бы то ни было виде окончательно невозможным.

семью республиками из двенадцати (, , , , , , ) было принято решение по заключению договора о создании как со столицей в . Подписание было намечено на .

Провозглашение независимости республиками СССР

Союзные республики

Республика Провозглашение Провозглашение Независимость
г. г. г.
г. г. г.
г. г. г.
г. г. г.
г. г.
г. г. г.
г. г. г.
г. г.
г. г. г.
г. г. г.
г. г. г.
г. г. г.
г. г. г.
г. г. г.
г. г. г.

АССР и АО

  • — .
  • (формально — см. выше).
  • (формально — см. выше).
  • — .
  • .

Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». (созданный орган, состоящий из глав союзных республик под председательством Президента СССР) формально признал независимость лишь трёх балтийских республик ( , постановления Госсовета СССР № ГС-1, ГС-2, ГС-3). возбудил уголовное дело против Горбачёва по статье 64 УК РСФСР () в связи с данными постановлениями Госсовета. По мнению Илюхина, Горбачёв, подписав их, нарушил присягу и и нанёс ущерб территориальной неприкосновенности и государственной безопасности СССР. После этого Илюхин был уволен из прокуратуры СССР.

Подписание Беловежских соглашений и создание СНГ

В декабре главы трех республик, основателей СССР, — , и собрались в Беловежской пуще (село Вискули, ) для подписания договора о создании . Однако, ранние договоренности были отвергнуты .

они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали . Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Как подчёркивал впоследствии Б. Н. Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад.

выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело.

Верховный Совет РСФСР под председательством ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что расценивалось некоторыми [] как нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва депутатов, лишился . Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования..

председатель Совета Союза констатировал отсутствие кворума на заседании. Совет Союза, переименовавшись в Совещание депутатов, обратился в Верховный Совет России с просьбой хотя бы временно отменить решение об отзыве российских депутатов, чтобы Совет Союза мог сам сложить с себя полномочия. Это обращение было проигнорировано.

на встрече президентов в () к СНГ присоединилось ещё 8 республик: , , , , , , , , было подписано так называемое , ставшее основой СНГ.

СНГ было основано не в качестве , а как , которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после ).

Завершение распада и ликвидация властных структур СССР

Органы власти СССР как прекратили существование 25—26 декабря . объявила себя членства СССР (а не правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей. По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд , а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, не был ратифицирован , которая претендовала на право распоряжаться имуществом СССР.

Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим Президенту России Б.Ельцину.

сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)). 26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, , Госкомитет по народному образованию, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР вообще не был официально распущен.

После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. н. .

Последствия в краткосрочной перспективе

Преобразования в России

Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:

  • в экономической области — 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;
  • в политической области — запрет КПСС и (ноябрь 1991 г.); ( — ).

Межнациональные конфликты

В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:

  • — война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;
  • — конфликт между Грузией и Абхазией;
  • — конфликт между Грузией и Южной Осетией;
  • — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
  • — межклановая гражданская война в Таджикистане;
  • — борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;
  • — борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988-96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн.человек.

Ряд конфликтов так и не привели к полномасштабному военному противостоянию, однако продолжают осложнять обстановку на территории бывшего СССР до сих пор:

  • трения между и местным славянским населением в ;
  • положение русского населения в Эстонии и Латвии;
  • государственная принадлежность крымского полуострова.

Распад рублёвой зоны

Основная статья:
Украинский купоно-карбованец, 1992—1996 гг.
Украинские купоно-карбованцы, 1992—1996 гг.
Украинские купоно-карбованцы, 1992—1996 гг.

Стремление отгородиться от советской экономики, начиная с 1989 года вступившей в фазу острого кризиса, подтолкнуло бывшие советские республики к введению национальных валют. Советский рубль сохранился только на территории РСФСР, однако гиперинфляция (за 1992 год цены увеличились в 24 раза, в дальнейшие несколько лет — в среднем в 10 раз за год) практически полностью уничтожила его, что послужило поводом для замены советского рубля на российский в 1993 году. C 26 июля по 7 августа в России была проведена конфискационная в ходе которой из России были изъяты казначейские билеты . Реформа также решала задачу по разделению России и других стран , использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.

В течение 1992—1993 гг. практически все союзные республики вводят собственные валюты. Исключением является (российский рубль сохраняет хождение до 1995 г.), непризнанная (вводит в 1994 г.), частично признанные Абхазия и Южная Осетия (сохраняется хождение российского рубля).

В ряде случаев национальные валюты происходят от введённой в последние годы существования СССР путём превращения одноразовых талонов в постоянную валюту (Украина, Белоруссия, Литва, Грузия и др.).

Следует отметить, что советский рубль имел наименования на 15 языках — языках всех союзных республик. Для некоторых из них названия национальных валют первоначально совпадали с национальными названиями советского рубля (карбованец, манат, рубель, сом и др.)

Распад единых Вооружённых Сил

В течение первых месяцев существования СНГ лидеры основных союзных республик рассматривают вопрос о формировании единых вооружённых сил СНГ, однако этот процесс развития не получил. Министерство обороны СССР функционировало как Главное командование Объединенных Вооруженных сил СНГ, до . До мая 1992 года после отставки Михаила Горбачева т. н. ядерный чемоданчик находился у министра обороны СССР Евгения Шапошникова.

Российская Федерация

Первое военное ведомство появилось в РСФСР в соответствии с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» от 14 июля 1990 года, и носило название «Государственный комитет РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ СССР». В 1991 году несколько раз переформирован.

Собственное министерство обороны РСФСР учреждено 19 августа 1991 г. временно, 9 сентября 1991 г. упразднено. Также власти РСФСР предпринимали во время путча 1991 г. попытки учреждения Российской гвардии, формирование которой было поручено президентом Ельциным вице-президенту Руцкому.

Предполагалось сформировать 11 бригад численностью 3—5 тыс. чел. каждая. В ряде городов, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, начался приём добровольцев; в Москве этот набор был прекращён 27 сентября 1991 г., к этому времени комиссия московской мэрии успела отобрать в предполагаемую Московскую бригаду национальной гвардии РСФСР около 3 тыс. чел.

Был подготовлен проект соответствующего указа Президента РСФСР, вопрос проработан в ряде комитетов Верховного Совета РСФСР. Однако соответствующий указ так подписан и не был, и формирование национальной гвардии было прекращено. С марта по май 1992 г. Борис Ельцин был и. о. министра обороны РСФСР.

Вооружённые Силы Российской Федерации образованы указом Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина от 7 мая 1992 г. № 466 «О создании Вооружённых Сил Российской Федерации». В соответствии с этим указом вновь создаётся министерство обороны Российской Федерации.

С Борис Николаевич Ельцин вступил в должность Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации, хотя действовавший на тот момент закон «О Президенте РСФСР» этого не предусматривал.

23 мая 1992 г. в соответствии с этим указом министр обороны Павел Грачёв издал приказ № 16:

О составе Вооруженных Сил Российской Федерации

Приказ

Министерство обороны Российской Федерации

23 мая 1992 г.
№ 16

(МОБ)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» и актом «О составе Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденным Президентом Российской Федерации 7 мая 1992 г., приказываю:

  1. В состав Вооруженных Сил Российской Федерации включить:
    • объединения, соединения, воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Вооруженных Сил бывшего СССР, дислоцирующиеся на территории Российской Федерации;
    • находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации войска (силы), дислоцирующиеся на территории Закавказского военного округа, Западной, Северной и Северо-Западной групп войск, Черноморского флота, Балтийский флот, Каспийскую флотилию, 14 гв. армию, соединения, воинские части, учреждения, предприятия и организации на территории Монголии, Республики Куба и других государств.
  2. Приказ разослать до отдельной роты.

Министр обороны Российской Федерации,
генерал армии П. Грачев

23 мая 1992 г.

№ 16

вместо устава Вооруженных сил СССР вступили в действие временные общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. 15 декабря 1993 принят Устав Вооруженных сил РФ.

Прибалтика

Вывод частей Советской Армии закончен в 1994 г.

Эстония

В Эстонии в период 1991—2001 гг. в соответствии с решением Верховного Совета Эстонии от 3 сентября 1991 г. сформированы ( Kaitsejõud, Ка́йтсейыюд), включающие в себя ( Kaitsevägi, Ка́йтсевяги; , и ; формируются на основе призыва) численностью около 4500 чел. и добровольную военизированную организацию «» ( Kaitseliit, Ка́йтселийт) численностью до 10 тыс. чел.

Латвия

В Латвии сформированы ( Nacionālie bruņotie spēki) численностью до 6 тыс. чел., состоящие из , , и береговой охраны, а также добровольной военизированной организации «» (дословно; Zemessardze, Зе́мессардзе).

Литва

В Литве сформированы ( Ginkluótosios pájėgos) численностью до 16 тыс. чел., состоящие из , , и , формировавшихся на основе призыва до 2009 г. (с 2009 г. — на контрактной основе), а также .

Украина

На момент распада СССР на территории Украины находились три военных округа, численностью до 780 тыс. военнослужащих. В их состав входили многочисленные соединения Сухопутных Войск, одна ракетная армия, четыре воздушных армии, армия ПВО и Черноморский Флот. 24 августа 1991 г. Верховная Рада принимает постановление о подчинении Украине всех Вооружённых Сил СССР, находящихся на её территории. В их число входили, в частности, 1272 межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками, насчитывались также большие запасы обогащённого урана.3-4 Ноября 1990 г. в Киеве создано Украинское Националистическое Общество (УНС).19 августа 1991 г. чтобы противостоять войскам создано

В настоящее время Вооружённые Силы Украины ( Збройні сили України) насчитывают до 200 тыс. чел. Ядерное оружие вывезено в Россию. Формируются по срочному призыву (21 600 человек по состоянию на весну 2008 г.) и по контракту.

Белоруссия

На момент кончины СССР на территории республики располагался Белорусский военный округ численностью до 180 тыс. военнослужащих. В мае 1992 округ распущен, 1 января 1993 г. всем военнослужащим предложено присягнуть Республике Беларусь, либо уволиться.

На текущий момент Вооружённые Силы Белоруссии ( Узброеныя сілы Рэспублікі Беларусь) насчитывают до 72 тыс. чел, разделяются на армию, авиацию и внутренние войска. Ядерное оружие вывезено в Россию. Формируются по призыву.

Закавказье

Азербайджан

Летом 1992 г. Министерство Обороны Азербайджана выдвинуло ультиматум ряду частей и соединений Советской Армии, дислоцированных на территории Азербайджана, передать вооружение и военную технику республиканским властям во исполнение указа президента Азербайджана. В результате к концу 1992 г. Азербайджан получил достаточно техники и оружия, чтобы сформировать четыре мотопехотные дивизии.

Формирование Вооружённых Сил Азербайджана проходило в условиях карабахской войны. Азербайджан потерпел поражение.

Армения

Формирование национальной армии началось с января 1992 г. На 2007 г. состоит из Сухопутных войск, ВВС, войск ПВО, и пограничных войск, и насчитывает до 60 тыс. чел. Тесно взаимодействует с армией территории с неурегулированным статусом Нагорный Карабах (Армия Обороны Нагорно-Карабахской Республики, до 20 тыс. чел.).

В связи с тем, что на момент распада СССР на территории Армении не оказалось ни одного военного училища, офицеры национальной армии обучаются в России.

Грузия

Первые национальные вооружённые формирования существуют уже на момент распада СССР (Национальная Гвардия, основанная 20 декабря 1990 г., также военизированные формирования ). Источником оружия для разнообразных формирований становятся части и соединения распадающейся Советской Армии. В дальнейшем формирование грузинской армии происходит в обстановке резкого обострения , и между сторонниками и противниками первого президента .

На 2007 г. численность Вооружённых Сил Грузии доходит до 28,5 тыс. чел., разделяются на Сухопутные войска, ВВС и ПВО, ВМС, Национальную гвардию.

Средняя Азия и Казахстан

Казахстан
эмблема Вооружённых Сил Республики Казахстан

Первоначально правительство объявляет о намерении сформировать небольшую Национальную гвардию численностью до 20 тыс. чел., возложив основные задачи по обороне Казахстана на Вооружённые Силы . Однако уже 7 мая 1992 г. президент Казахстана издал указ о формировании национальной армии.

В настоящее время у Казахстан насчитывается до 74 тыс. чел. в регулярных войсках, и до 34,5 тыс. чел. в военизированных формированиях. Состоит из Сухопутных войск, Сил воздушной обороны, Военно-морских сил и Республиканской гвардии, четыре региональных командования (Астана, Запад, Восток и Юг). Ядерное оружие вывезено в Россию. Формируется по призыву, срок службы 1 год.

Раздел Черноморского флота

Основная статья:

Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 г. с разделом между Россией и Украиной. Несколько лет он сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами.

Примечательна судьба единственного советского полноценного авианосца : он был достроен к 1989 г. В декабре 1991 г. ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Чёрного моря и присоединился к российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное укомплектование произошло только в 1998 г.

Строящийся одновременно с «Адмиралом Кузнецовым» авианосец «Варяг» (однотипный «Адмиралу Кузнецову») к моменту распада СССР находился на 85%-й готовности. Продан Украиной Китаю.

Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана

В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.

  • 24 октября 1991 г. принято постановление о безъядерном статусе Украины. 14 января 1992 г. подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины. Все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.

5 Декабря 1994 в Будапеште был подписан , которым Россия, США и Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического принуждения и созвать совет безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае если возникает угроза агрессии по отношению к Украине.

  • В Белоруссии безъядерный статус закреплён в Декларации о независимости и в Конституции. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности.
  • Казахстан в течение 1992—1994 г. передаёт России до 1150 единиц стратегических ядерных вооружений.

Статус космодрома Байконур

Крупнейший советский космодром с распадом СССР оказывается в критическом положении — финансирование обрушилось, а сам космодром оказался на территории Республики Казахстан. Его статус урегулирован в 1994 г. с заключением с казахстанской стороной договора о долгосрочной аренде.

Отмена единого советского гражданства

Распад СССР влечёт собой введение новыми независимыми государствами своего гражданства, и замену советских паспортов на национальные. В России замена советских паспортов окончилась только в 2004 г., в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике сохраняют хождение по сей день.

Гражданство России (на тот момент — гражданство РСФСР) введено Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., вступил в силу с момента опубликования 6 февраля 1992 г. В соответствии с ним, гражданство Российской Федерации предоставлено всем гражданам СССР, постоянно проживающим на территории РСФСР на день вступления в силу закона, если в течение года после этого они не заявят об отказе от гражданства. 9 декабря 1992 г. вышло постановление правительства РСФСР № 950 «О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными актами населению были выданы вкладыши в советские паспорта о российском гражданстве.

В 2002 г. вступил в силу новый Закон «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающий гражданство в соответствии с этими вкладышами. В 2004 г., как отмечалось выше, проводится замена советских паспортов на российские.

Установление визового режима

Из республик бывшего СССР Россия по состоянию на 2007 сохраняет безвизовый режим со следующими:

  • Армения,
  • Азербайджан (пребывание до 90 дней),
  • Белоруссия,
  • Казахстан,
  • Киргизия (пребывание до 90 дней),
  • Молдавия (пребывание до 90 дней),
  • Таджикистан (с узбекской визой),
  • Узбекистан (с таджикской визой),
  • Украина (пребывание до 90 дней).

Таким образом, визовый режим существует с бывшими республиками Советской Прибалтики (Эстонией, Латвией и Литвой), а также Грузией и Туркменией.

Статус Калининграда

С распадом СССР территория , включённая в состав СССР после Второй мировой войны и на 1991 г. административно входившая в состав РСФСР, вошла также в состав современной Российской Федерации. Вместе с тем она оказалась отрезана от остальных областей РФ литовской и белорусской территорией.

В начале 2000-х гг., в связи с намечаемым вхождением Литвы в Евросоюз, а затем — в , статус транзитного наземного сообщения Калининграда с остальными территориями РФ стал вызывать определённые трения между властями РФ и Евросоюза.

Статус Крыма

29 октября 1948 г. Севастополь стал городом республиканского подчинения в составе РСФСР (принадлежность или непринадлежность к Крымской области при этом законами не уточнялась). Крымская область была передана в 1954 г. законом СССР из состава РСФСР в состав Советской Украины, в рамках празднования 300-летия («воссоединение России и Украины»). В результате распада СССР в составе независимой Украины оказалась область, большинство населения которой составляют этнические русские (58,5 %), традиционно сильны пророссийские настроения, и размещён Черноморский флот РФ. Кроме того, основной город Черноморского флота — Севастополь — является для России значительным патриотическим символом.

Во время распада СССР Крым проводит 12 февраля 1991 г. референдум и становится Крымской АССР в составе Украины, 4 сентября 1991 г. принята Декларация о суверенитете Крыма, 6 мая 1992 г. — Конституция Крыма.

Попытки Крыма отделиться от Украины были пресечены, и в 1992 г. учреждена Автономная Республика Крым.

Делимитация границ между бывшими советскими республиками

В результате распада СССР возникла неопределённость границ между бывшими союзными республиками. Процесс границ растянулся до 2000-х гг. Делимитация российско-казахстанской границы проведена только в 2005 г. К моменту вступления в Евросоюз эстоно-латвийская граница была фактически разрушена.

Между рядом новых независимых государств граница на декабрь 2007 г. не делимитирована.

Отсутствие делимитированной границы между Россией и Украиной в Керченском проливе привело к . Разногласия по поводу границ привели к территориальным претензиям Эстонии и Латвии к России. Однако, некоторое время назад был подписан и в 2007 г. вступил в силу Пограничный договор между Россией и Латвией, разрешивший все болезненные вопросы.

Требования компенсаций от Российской Федерации

Помимо территориальных претензий, Эстония и Латвия, получившие в результате распада СССР независимость, выдвинули к РФ, как правопреёмнице СССР, требования многомиллионных компенсаций за их включение в состав СССР в . После вступления в силу в 2007 г. Пограничного договора между Россией и Латвией болезненные территориальные вопросы между этими странами оказались снятыми.

Распад СССР с точки зрения права

Законодательство СССР

Статья 72 определяла:

За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

Порядок реализации этого права, закреплённый законом, соблюдён не был (см. выше), однако, был легитимизирован, главным образом, внутренним законодательством государств, вышедших из СССР, а также последующими событиями, например, их со стороны мирового сообщества — все 15 бывших союзных республик признаются как независимые государства и представлены в . До декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России согласно статьи 4 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР), несмотря на многочисленные внесенные в неё поправки, исключающие упоминание СССР.

Международное право

Россия объявила себя , что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик. , и объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918—1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918—1921 гг. Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий на независимость. В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе , которая имела такой статус, но утратила его).

Оценки экспертов

Существуют различные точки зрения на правовые аспекты распада СССР. Есть точка зрения, что СССР формально существует до сих пор, поскольку его роспуск был осуществлён с нарушением юридических норм и игнорированием народного мнения высказанного в референдуме. Такая точка зрения многократно оспаривается сторонниками мнения, что от подобных значительных геополитических изменений бесмыссленно требовать соблюдения формальных правил.

Россия

Государственная Дума Российской Федерации приняла два Постановления:

  • № 156-II ГД «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от „О денонсации Договора об образовании СССР“»;
  • № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России по вопросу о сохранении Союза ССР».

Первое из Постановлений признавало утратившим силу соответствующее Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года и устанавливало, «что законодательные и другие нормативные правовые акты, вытекающие из Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года „О денонсации Договора об образовании СССР“, будут корректироваться по мере движения братских народов по пути все более глубокой интеграции и единения».

Вторым из Постановлений Государственная Дума денонсировала ; Постановление, в частности, гласило:

1. Подтвердить для Российской Федерации — России юридическую силу результатов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991 года.

2. Отметить, что должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР, выраженное на референдуме СССР 17 марта 1991 года, а также Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, провозгласившую стремление народов России создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

3. Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарем РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утвержденное Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР, не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР.

направил нижней палате Обращение № 95-СФ, в котором призвал Государственную Думу «вернуться к рассмотрению упомянутых актов и ещё раз тщательно проанализировать возможные последствия их принятия», ссылаясь на негативную реакцию «ряда государственных и общественных деятелей государств — участников Содружества Независимых Государств», вызванную принятием этих документов.

В ответном обращении к членам Совета Федерации, принятом Постановлением Государственной Думы от 1996 года № 225-II ГД, нижняя палата фактически дезавуировала свою позицию, выраженную в Постановлениях от 15 марта 1996 года, указав:

… 2. Принятые Государственной Думой Постановления носят прежде всего политический характер, дают оценку ситуации, сложившейся после развала Советского Союза, отвечая чаяниям и надеждам братских народов, их стремлению жить в едином демократическом правовом государстве. Более того, именно Постановления Государственной Думы способствовали заключению четырёхстороннего Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях…

3. Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР «денонсировал» 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года, включая и Договор об образовании СССР 1922 года. Кроме того, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года был денонсирован международный договор Российской Федерации, который в соответствии с кодифицированными Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года нормами международного права вообще не подлежал денонсации.

4. Принятые 15 марта 1996 года Государственной Думой Постановления никоим образом не отражаются на суверенитете Российской Федерации, а тем более других государств — членов Содружества Независимых Государств. В соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством. Это исключает всякого рода неправомерные утверждения о том, что якобы с принятием Государственной Думой Постановлений от 15 марта 1996 года Российская Федерация «прекращает» существовать как самостоятельное суверенное государство. Государственность не зависит ни от каких договоров или постановлений. Исторически она создаётся по воле народов.

5. Постановления Государственной Думы не ликвидируют и не могут ликвидировать Содружество Независимых Государств, которое в нынешних условиях фактически является реально существующим институтом и которое необходимо максимально использовать для углубления интеграционных процессов…

Таким образом, никаких практических последствий денонсация за собой не повлекла.

Украина

Во время инаугурации первого президента Украины , (последний президент УНР в изгнании) вручил Кравчуку государственные регалии УНР и грамоту, где он и Кравчук договаривались, что независимая Украина, провозглашённая 24 августа 1991 года, является правопреемницей .

Оценки

Оценки распада СССР неоднозначны. Противники СССР в восприняли коллапс СССР как свою победу. В связи с этим, в , например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее. «Проигравший не проиграл… проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как потерпевший поражение с самого 1991 года», — сказал бывший командующий стратегическими ядерными силами США генерал в интервью, показанном в телепередаче «Репетиция конца света» канала .

Президент России в послании заявил:

« Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию. »

Критика распада СССР

Некоторые партии и организации отказались признать Советский Союз распавшимся (например, ). По мнению некоторых из них, СССР следует считать страной, западными с помощью новых методов ведения войны, вогнавших в информационно-психологический шок. Например, с возглавляет коммунистическую партию Советского Союза. вручает ордена и медали от имени Президиума Съезда народных депутатов СССР. Риторика о предательстве «сверху» и призывы к освобождению страны от экономической и политической оккупации используются в политических целях , получившим в неожиданно высокий рейтинг на выборах в .

Критики считают оккупацию СССР временным явлением и отмечают, что «Советский Союз продолжает существовать де-юре, в статусе временно оккупированной страны; де-юре продолжает действовать 1977 г, сохраняется правосубъектность СССР на международной арене».

Критика обосновывается многочисленными нарушениями , Конституций союзных республик и действующего законодательства, которыми, по мнению критиков, сопровождался распад Советского Союза. Несогласные признать СССР распавшимся избирают и поддерживают Советы в городах и Республиках Советского Союза, по-прежнему избирая их представителей в Верховный Совет СССР.

К своему важному политическому достижению сторонники Советского Союза относят возможность сохранить при принятии российского гражданства.

Идеология оккупированной страны и неминуемого освобождения советского народа от «американцев» находит отражение в современном творчестве. Например, она хорошо прослеживается в песнях и .

Литература

  1. А. С. Черняев, А. Б. Вебер, П. Р. Палажченко, Б. Ф. Славин, В. Т. Логинов, Л. Н. Пучкова, Н. Ф. Королева, Т. А. Александрова. Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АСТ, 2007.
  2. . «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? — М., 2007. — 200 с.
  3. К. Г. Мяло Россия и последние войны XX века (1989—2000). К истории падения сверхдержавы . Издательство: Вече, 2002 г. Твердый переплет, 480 стр.

Примечания

  1. В настоящее время де-факто — 19 государств (или «государственных образований»), 15 из которых являются членами , 2 — признаны некоторыми странами-членами ООН (Россия и Никарагуа), и 2 — не признаны ни одной из стран-членов ООН
  2. Паин Э. А., Попов А. А. Межнациональные конфликты в СССР//Советская этнография, 1990, N1
  3. Эхо декабрьских событий 1986 года // Туркестан : газета. — январь-февраль 1990 г.
  4. // , 16.11.2008
  5. «Союз нерушимый республик свободных…» — первые строчки
  6. Постановление от г. № 1-ГС «О признании независимости Литовской Республики»
  7. Постановление от г. № 2-ГС «О признании независимости Латвийской Республики»
  8. Постановление от г. № 3-ГС «О признании независимости Эстонской Республики»
  9. ↑ Последняя сессия Верховного Совета СССР
  10. г. Декларации о суверенитете Белорусской ССР придан статус конституционного закона.
  11. Дмитрий Юрьев. Распад СССР, «правопреемство» и добрая воля России
  12. . Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. — 2006
  13. Закон СССР от 3 апреля 1990 г № 1409-I
  14. Казбек Таутиев // «Осетия. Свободный взгляд» —
  15. Калюжный М.
  16. Постановление ГД ФС РФ от 15.03.1996 г № 156-II ГД
  17. Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 марта 1996 г № 95-СФ
  18. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 1996 года № 225-II ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“» // . - 1996. - № 16. - Ст. 1800.
  19. (в России передача демонстрировалась на телеканале )
  20. Например: «Советский Союз временно оккупирован силами и структурами транснационального империализма, в результате поражения, понесённого им в ходе Третьей мировой („холодной“, или информационно-психологической) войны.»
  21. «…режим может предпринимать отдельные шаги, хотя бы временно идущие вразрез с тем, чего от него требуют и ждут американо-натовские оккупанты. Такие поползновения надо отслеживать и в рамках наших возможностей стараться их подтолкнуть в желательном для нас направлении. Тем более, если сдвиг в позиции режимных структур, пусть и минимальный, происходит под прямым нашим давлением,- как это было, например, в случае, когда Движение граждан СССР вынудило МВД РФ принять решение об оставлении гражданам „на хранение“ советских паспортов.»

См. также


, (до )
(—)

(—)

(—)

(—)

(—)

(—)

(—)

(—)

(—)
(—)

()

(—)

(—1991)
(с )

| |

Ссылки

  • Сергей Чешко
  • Черниченко С. В.

 

ru:Распад СССР

Источник — «»
Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: &

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Neocode